Радиотехническая система ближней навигации и посадки РСБН-2
Бортовая аппаратура системы ближней навигации и посадки обеспечивает:
измерение наклонной дальности и азимута относительно наземного маяка и выдачу этих данных в навигационный вычислитель НВ-ПБ;
определение углового отклонения от оси равносигнальных зон курсового и глиссадного маяков и выдачу этих сигналов в систему автоматического управления (САУ);
определение дальности до посадочного маяка.
Состав аппаратуры РСБН-2 и назначение блоков. Передатчик СЗ-Д осуществляет выдачу сигналов запроса дальномера, сигналов ответа на запрос наземной станции и сигналов опознавания.
Приемник СПАД-2 производит усиление и преобразование сигналов наземных станций.
Блок сложения сигналов выполняет операцию сложения сигналов, принятых приемниками правого и левого бортов. Блок посадки предназначен для преобразования низкочастотных сигналов курсовых п глиссадных маяков в постоянное напряжение. Блок измерений обеспечивает определение азимута и дальности по сигналам наземных маяков.
Навигационный моноблок служит для преобразования выходных данных по азимуту и дальности (с блока измерений) в угол поворота вала для индикации их на приборах и осуществления радиотехнической коррекции навигационного вычислителя НВ-ПБ.
Блок УВЧ усиливает принимаемые сигналы. Щиток штурмана позволяет осуществлять управление, коммутацию и сигнализацию работы системы. Щиток пилота дает возможность производить выбор посадочных каналов и сигнализацию работы системы в режиме посадки. Прямопоказывающий прибор ППДА-П1 (ППДА-Ш1) служит для указания азимута и наклонной дальности до наземного маяка.
Усилительная приставка с СЗ-Д применяется для согласования выхода блока дальности со входом канала «Запрос» СЗ-Д.
Передающая антенна ДРД-1В2 передает сигналы передатчика наземным маякам. Носовая и задняя антенны принимают сигналы наземных маяков. Блок суммирования осуществляет сложение принимаемых сигналов.
Принцип действия. Работа аппаратуры РСБП-2 основана на использовании полярной системы координат. Положение самолета в пространстве определяется дальностью до известной точки (маяка) на земле и азимутом относительно северного истинного меридиана, проходящего через эту точку (рис. 266).
Для целей навигации используются наземные маяки. Измерение дальности на самолете производится импульсным радиодаль — номерным устройством, работающим по принципу «запрос — ответ», и сводится к измерению времени от момента излучения ЗОН —
днрующего импульса до прихода ответного импульса наземного радиомаяка. Ответчиком (ретранслятором) служит приемо-передающая установка наземного маяка.
Измерение азимута осуществляется измерением времени от момента, когда вращающаяся антенна наземного маяка направлена строго на географический Север, до момента облучения самолета лучом этой антенны.
Измеренные значения азимута и дальности через преобразователь б тока измерений передаются в навигационный моноблок для последующей обработки. Этот блок преобразует выходные данные азимута и дальности в угол поворота вала, что обеспечивает их индикацию на прямопоказывающих приборах и коррекцию навигационного вычислителя НВ-ПБ.
Посадка самолетов в системе РСБН-2 осуществляется по радиомаякам курса и глиссады. Принятые сигналы преобразуются в — форму, обеспечивающую работу системы автоматического управления (САУ) и показывающих приборов НПП и КПП из комплекта этой системы. Величина сигнала на выходе соответствующего — канала блока посадки пропорциональна угловому отклонению самолета от равносигнальной зоны, а знак определяет сторону отклонения. В блоке посадки имеется схема контроля и сигнализации готовности к работе в режиме посадки бортового комплекта аппаратуры РСБН-2.
Для обеспечения высокой надежности приемные каналы бортовой аппаратуры дублированы.
Система работает в диапазоне дециметровых волн (30 см) и обеспечивает:
а) передачу в направлении «самолет—земля» запросных сигналов радиодальномера, ответных сигналов наземному индикаторному устройству, сигналов опознавания самолета;
б) передачу в направлении «земля—самолет», азимутального сигнала, опорных сигналов «35» азимута, опорных сигналов «36» азимута, ответных сигналов ретранслятора радиодальномера, запросных сигналов наземного индикаторного устройства, позывных сигналов наземного маяка, сигналов курсового посадочного маяка, сигналов глнссадного посадочного маяка, сигналов ответа посадочного ретранслятора дальномера.
В станции предусмотрены три режима работы: «Посадка»,
«Навиг.» н «Навиг.—Посад.».
В режиме «Посадка» работа осуществляется по посадочным маякам Азимутальный канал аппаратуры не работает, счетчик дальности приборов ППДА-П и ППДА-Ш указывает дальность до посадочного ретранслятора дальномера, а соответствующие
стрелки положения приборов НПП и КПП — отклонение самолета от равносигнальных зон курса и глиссады.
В режиме «Навит.» («Навигация») определяются азимут и дальность до наземного маяка. Эти данные индицируются на приборах ППДА пилота и штурмана. В режиме «Навит.—Посадка» одновременно работают посадочный и навигационный каналы.
Индикаторы показывают положение самолета относительно равносигнальных зон курса и глиссады, а также азимут маяка, установленного на аэродроме посадки, и дальность до него.
Назначение органов управления и сигнализации. Органы правления бортовой аппаратуры РСБН-2 и лампы сигнализации сосредоточены на щитках штурмана (рис. 267) и пилота (рис. 268).
Назначение одноименных органов управления и сигнализации этого щитка аналогично назначению соответствующих органов на щитке штурмана, по переключатель выбора рабочего канала действует в режиме «Посадка».
Работа схемы РСБН-2. Блок-схема бортового комплекта аппаратуры РСБН-2 изображена на рис. 269. В нее не включены щитки пилота и штурмана, осуществляющие коммутационные функции.
По целевому назначению в аппаратуре предусмотрены два канала: навигационный и посадочный.
Принятые антенно-фидерной системой сигналы наземных радиомаяков через блок суммирования поступают на входы приемников правого и левого бортов. Схема блока суммирования выполнена таким образом, что сигнал, уменьшаясь на входе одного приемника, увеличивается на входе другого.
В режиме навигации сигналы с выходов обоих приемников складываются в блоке сложения, из которого результирующий сигнал непрерывно поступает в блок измерений, а из него — в навигационный моноблок.
Сигналы азимута и дальности в обоих блоках усиливаются раздельно. На выходе навигационного моноблока (НМБ) включены
і
Рис. 268. Щиток пилота: /. 2—лампі.! и тумблер «Посадка»; 3 — лампа «ГОТ» К; 4 — лампа «ГО Г» К; 5— ручка «Громкость» |
показывающие приборы пилота (ППДА-П) и штурмана (ППДА-Ш). Кроме того, сигналы с выхода навигационного. моноблока подаются в навигационный вычислитель НВ-ПБ.
В режиме посадки антенны переключаются на прием сигналов со стороны передней полусферы. В этом случае сигналы на входе обоих приемников равны. Усиление сигналов курсового и глиссад — ного радиомаяков осуществляется раздельно для правого и левого бортов. Усиленные приемниками сигналы поступают в блок посадки, а из него — в САУ, при помощи которой воздействуют на органы управления самолетом.
Позывные сигналы наземных маяков поступают после усиления приемниками в блок сложения сигналов, а из него — на переключатель «РСБН-2» и далее в самолетное переговорное устройство для прослушивания.
Передачу сигналов запроса дальномера и сигналов ответа для наземной индикации самолета производит передатчик сигналов запроса дальномера СЗ-Д. Из блока измерений сигналы запроса после усиления приставкой ПУ СЗ-Д поступают для запуска передатчика на вход «Запрос», в результате чего передатчик излучает соответствующие сигналы. В режиме «Опознавание» происходит повторение кодированного сигнала ответа, что приводит к раздваиванию отметки на наземном индикаторе обзора, указывая оператору самолет, с которым в данный момент установлена радиосвязь.
Измерение дальности. В момент излучения зондирующего импульса передатчиком дальномера начинается подсчет хроннзирую — щих импульсов от кварцевого генератора бортового комплекта аппаратуры. Подсчет прекращается, как только будет получен импульс ответа наземной станции.
Количество хронизирующих импульсов пропорционально дальности до наземного маяка. Подсчитанные импульсы преобразуются и в виде напряжения постоянного тока поступают для дальнейшей обработки в навигационный моноблок, а после него — в навигационный вычислитель НВ ПБ и на индикаторы ППДА-П и
ППДА-Ш, указывая дальность до соответствующего радиомаяка.
В работе канала дальности различаются два режима: поиск и сопровождение (слежение).
Режим поиска заканчивается, когда импульс приходит в одно и то же место не менее 5 раз. В этом случае сигнал считается сигналом от цели и блок дальности переходит в режим сопровождения. Блок возвращается в режим поиска после семи пропадання сигнала. В этом случае поиск начинается не от нуля, а от дальности, после которой было восемь пропаданий ответного сигнала. Если в течение 4 мсек ответного сигнала не поступает, в схеме вырабатывается сигнал сброса, и поиск начинается от нуля.
Измерение азимута. В этом случае используются два вида излучения наземного радиомаяка. Его вращающаяся остронаправленная антенна непрерывно излучает азимутальные сигналы, а неподвижная всенаправленная—две серии опорных импульсов «35» и «36» (соответственно 35 и 36 импульсов за один оборот антенны). Когда вращающаяся антенна (ось ее диаграммы направленности) направлена строго на географический Север, один импульс серин «35» и один импульс серии «36» совпадают. Это совпадение называется северным и служит начальным временем при измерении азимута на самолете. Временной интервал между северным совпадением и приходом азимутального сигнала на самолет однозначно определяет азимут самолета относительно наземного маяка. Принятые азимутальный сигнал и серии опорных импульсов поступают через усилитель высокой частоты в радиоприемник СПАД-2, где после усиления и детектирования они разделяются на азимутальный и опорный сигналы и далее преобразуются. На вход измерительной схемы азимута преобразованные импульсы поступают совместно. Значение азимута с точностью до 10° определяется путем подсчета принятых импульсов «36» от момента прихода импульса северного совпадения до прихода азимутального импульса. Для более точного определения азимута подсчитываются импульсы местного генератора, который синхронизируется импульсами «36». В результате подсчета получают значения азимута от 0 до 10° в пределах каждого десятиградусного интервала- Таким образом, осуществляется определение азимута от 0 до 360°.
В схеме измерения предусмотрен контроль за наличием необходимых сигналов на ее входе. В случае пропадания импульсов северного совпадения или азимута аппаратура переключается в режим поиска и возвращается в режим слежения только при появлении подряд не менее двух импульсов северного совпадения II двух азимутальных импульсов.
Посадка по маякам. Бортовое оборудование РСБН-2 обеспечивает определение отклонения от оси равносигнальных зон курсового и глиссадного маяков и выдачу этих сигналов в САУ.
Диаграммы направленности излучения маяков этого типа представляют собой два пересекающихся лепестка: для первого маяка — в горизонтальной плоскости, для второго — в вертикальной. Лепестки излучаются поочередно с частотой коммутации 10 гц; .336
частота модуляции их — 1 300 и 2 100 гц. Равносигнальная зона,, образованная в результате пересечения лепестков, является линией посадки по курсу и глиссаде.
Курсовой и глиссадный каналы работают одинаково, поэтому достаточно рассмотреть работу одного из них, например, курсового. Принятые сигналы посадочного маяка поступают в приемник СПАД-2, преобразуются, усиливаются и детектируются, после чего поступают на вход предварительного усилителя блока посадки. Усиленные сигналы через согласующее устройство попадают на разделительные фильтры — Выделенные ими переменные напряжения (1 300 и 2100 гц) выпрямляются, сглаживаются и сравниваются в выходной балансной схеме. Вычитание двух напряжений соответствующих частотам модуляции, происходит на нагрузочном сопротивлении. Для поддержания высокой стабильности выходных параметров при сильном изменении входных сигналов в блоке посадки применена специальная схема АРУ. Выходная балансная схема имеет регулировки баланса и крутизны выходной характеристики. Питание РСБН-2 осуществляется от бортовых сетей: переменного тока напряжением 115 в и частотой 400 гц; постоянного- тока напряжением 27 в.
Особенности эксплуатации РСБН-2. При работе со станцией в процессе эксплуатации необходимо помнить следующее:
в блоке СЗ-Д имеется высокое напряжение, опасное для жизни. Особенно опасны напряжения:
на выводе № 1 высоковольтного выпрямителя; на выводе № 2 высоковольтного выпрямителя; на высоковольтном изоляторе контура генератора; на выводе № 2 контактной колодки в задней части контура генератора.
Эти места защищены предохранительными колпачками. Снимать их категорически запрещается. На самолете вскрывать блоки не разрешается.
Для обеспечения надежной работы станции производятся следующие проверки: включение;
работоспособность азимутального и дальномерного каналов на всех режимах.
По окончании проверок необходимо выключить аппаратуру и источники питания.